Технология гуманизации современной образовательной среды

На основе системного анализа образовательной среды педагогов во взаимосвязи с конечным результатом их профессиональной деятельности определены возможные причины рисков для личностного развития и здоровья детей в образовательном процессе школы. Предлагается технология гуманизации современной образовательной среды, способствующей полноценному психическому развитию ребенка на всех этапах онтогенеза.
Обосновывается понятие «здоровая среда развития» как технологического продукта. Разработаны технологические условия и требования гуманизации современной образовательной среды, среди которых оценка и прогнозирование психологического влияния осуществляемых инновационных преобразований, а также координация взаимодействия структурных элементов образовательной системы, влияющих на конечный образовательный результат. Разработана уровневая иерархическая структура индивидуальной учебно-познавательной среды. Проблема создания технологии образовательной среды, строящейся на основе гуманистических принципов, решается во взаимосвязи с проблемой стресса и стрессоустойчивостью личности, методология которой разработана в работах автора.

Тихомирова Т.С. Технология гуманизации современной образовательной среды/ Приложение. Материалы свободной дискуссии/Материалы конференции «Традиции гуманизации в образовании» памяти Г.В.Дорофеева, 2012.
Электронный ресурс (URL: http://humanisation.ru/conference-2012 )

Профессиональный девиз Георгия Владимировича Дорофеева — «не ученик для математики, а математика как наука для ученика» — точно отражает суть гуманизации образования как ведущего направления преобразований современной образовательной среды. С гуманистических позиций задача математики, как и образования в целом, вооружить ребенка, студента, учителя именно теми средствами, которые позволяют каждому из нас стать успешными в жизни. По общенаучному философскому определению «гуманизм в широком смысле – это исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости,человечности – желаемой нормой отношений между людьми» [6,99].

Гуманистические принципы, лежащие в основе современных процессов инновационного развития и модернизации, определяют их стратегическую  направленность, а именно:

  • преодоление безличности образовательного процесса, его практическую значимость;
  • создание условий для личностного развития и реализации потенциальных возможностей, которые заложены в каждом человеке и определяют уровень не только личностного, но и общественного развития;
  • здоровьесбережение, приоритет общечеловеческих ценностей;
  • воспитание активной, деятельной, творческой личности, способной осуществлять выбор и нести за него ответственность.

В то же время социологические исследования, проводимые в России и за рубежом, показывают, что именно в последние годы наблюдается рост психических заболеваний у детей и существенное ухудшение их здоровья по многим другим показателям. Получаемые результаты буквально кричат детскими устами: «Нам плохо! Помогите!». О возрастании напряженности в среде развития ребенка, трудно преодолимой для детской психики, говорят результаты анализа положения детей в РФ за период с 2000 по 2011 год, изложенные в материалах Совместного доклада Независимого института социальной политики  и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ):

  • Россия вошла в тройку стран с самыми высокими показателями подросткового суицида;
  • наблюдается рост заболеваемости детей по всем классам болезней;
  • возрастает распространенность среди детей и подростков психических расстройств;
  • наблюдается снижение возраста приобщения к алкоголю, рост токсикомании;
  • по оценкам ВОЗ Россия вышла на четвертое место по распространенности табакокурения среди подростков.

Эти факты – яркое свидетельство неблагополучия в детской среде, несмотря на то, что именно в последнее десятилетие процессы гуманизации образования затрагивают практически все образовательные уровни. Могут ли быть связаны детское неблагополучие и процессы гуманизации? Т.е. могут ли сами процессы гуманизации современной образовательной среды стать причиной этого неблагополучия и источником других рисков для личностного развития и здоровья детей?

Возникновение подобных вопросов актуализирует проблему создания таких инновационных технологий гуманизации образовательной среды, практическая реализация которых на разных средовых уровнях, в том числе на уровне математического образования, не только приводит к достижению технологического результата, но и в максимальной степени позволяет контролировать возникновение нежелательных побочных эффектов.

Сформулирована следующая гипотеза: подобная технология должна строиться исходя из актуального состояния образовательной системы и среды, но с учетом информации о прошлом, необходимой для того, чтобы определить механизмы перехода к новым качественным результатам.

С этой целью решены следующие задачи:

  • выявлены факторы рисков для личностного развития и здоровья в образовательном процессе школы, источником которых может быть содержание образовательной среды педагогов и школьников;
  • определены возможные причины возникновения таких рисков;
  • разработана структурно-функциональная (технологическая) модель, определены технологические условия и требования, при которых образовательная среда будет действенным механизмом достижения новых образовательных результатов.
  1. Понятие риска в системной методологии…

Статья Вас заинтересовала?

Откройте файл PDF  (ниже) или пройдите на сайт ИСРО РАО по ссылке  http://humanisation.ru conference-2012.  Правда, на сайте ИСРО РАО в списке литературы есть ошибка (в 10 источнике («Паспорт здоровья») получила номер ссылка на его электронный адрес ), поэтому список литературы увеличился на единицу (их стало 29), а номера ссылок в тексте, начиная с 11 номера не совпадают с  номерами в списке литературы. По мнению организаторов конференции на подобные мелочи не стоит обращать внимание. А Вы как считаете?

Список литературы

  1. Архив новостей. 29 апреля 2011 г. URL: http://pacad.ru
  2. Баранников А.В. Профильное обучение и качество образования в процессе модернизации /Профильное обучение: Вопросы теории и практики/ Отв. за выпуск. Семенина С.К. — М.: Педагогическая академия. – 2005. – С.42.
  3. Большой психологический словарь./ Сост. И общ. ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004 – С.34.
  4. Гиг Дж. Ван Прикладная теория систем: пер. с англ. – М.: Мир, 1981.- С.262.
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер Ком, 1999. – 368 с.
  6. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв.ред. В.И.Шкатулла. — — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – С.99.
  7. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М.Бим–Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С.95.
  8. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник для высших и средних учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 5
  9. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1997. – 640 с.
  10. Разработан ПАСПОРТ здоровья школьников/ Школьное образование.- 25.11.2009. URL: http://www.eduhelp.info/page/razrabotan-pasport-zdorovja-shkolnika
  11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 октября 1982 г. № 37/7 «Всемирная хартия природы» URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1372343
  12. Сборник дополнительных образовательных программ. Кафедра человековедческих технологий./М.:Изд-во ИПК и ПРНО МО / Авторы-составители: Юматова Д.Б., Башмакова Е.А и ., научн.рук. Баныкина С.В. 2002 (изд. третье, перераб. и дополн.);.
  13. Смирнов Н.К. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. www.pskovedu.ru/?projekt_id=2509&pagenum=6029
  14. Совместный доклад Независимого института социальной политики и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) /Анализ положения детей в Российской Федерации: на пути к обществу равных возможностей -2012. URL: unicef.ruupload/iblock/b6e/….pdf
  15. Стандарт общего образования. Концепция государственного стандарта общего образования. /Стандарты и мониторинг в образовании.- М., 2008. №3.- С.3-14.
  16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб.для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С.13.
  17. Тихомирова Т.С. Как разработать памятку для родителей/ Учитель. – М., 2012. №1.
  18. Тихомирова Т.С. Коммуникативное развитие школьников в образовательном процессе/ Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – М., 2009. №8. – С.256-264.
  19. Тихомирова Т.С. Организационные подходы к снижению конфликтогенности учебного процесса /Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.20: Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С.453-463.
  20. Тихомирова Т.С. Стрессоустойчивость школьника: знания х здоровье = успех.- Ю.: Издательство ЗАО «ПСТМ», 2009.- С.18-39.
  21. Тихомирова Т.С. Технология как способ развития качества образования. /Стандарты и мониторинг в образовании.- М.: Русский журнал, 2006. № 3.– С.3-8.
  22. Тихомирова Т.С. Факторы и механизмы рисков в образовательном процессе школы
  23. Тихомирова Т.С. Формирование стрессоустойчивости подростков. Методическое пособие. – М.: СИП РИА, 2003. – 88 с.;
  24. Тихомирова Т.С. Формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.- М.: ПАПО МО, 2004.–179 с.
  25. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М.Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 441 с.
  26. Человековедческая компетентность педагогов как инновационный результат последипломного образования /Под ред. С.В.Баныкиной. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — С.90-97. (Приоритетный национальный проект «Образование»).
  27. .Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. — М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.- 295 с.
  28. Шепель В.М. Челвековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология.- М.: Народное образование,1999.- 432 с.

Добавить комментарий