Стрессоустойчивость личности как механизм личностной безопасности

Тихомирова Т. С. Стрессоустойчивость личности как механизм личностной безопасности / Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей под ред. И. А. Баевой и др. – М.: МГППУ, 2013. – С.134-139 (тезисы)

В условиях изменения образовательных целей-ценностей, высоких темпов процессов модернизации и инновационных преобразований на всех уровнях образовательной системы, проблемы личностной безопасности, благополучия и здоровья становятся особенно актуальными.

Решение этих проблем в образовательной системе связывается с созданием безопасной образовательной среды, свободной от психологического насилия [1; 2]. Психологически безопасной средой считается такая среда, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия. Среди структурных компонентов защищенности такие как унижение, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение делать что-то против своего желания, которые выявляются на основе опросов учителей, учащихся и их родителей. Однако данные показатели, необходимы при оценке условий образовательной среды, но недостаточны для однозначного признания этих условий благоприятными для личностного развития и здоровья детей по следующим причинам, выявленным в результате наших исследований:

  • благополучие человека, раскрытие личностного потенциала, связаны со способностью решать жизненные задачи, активностью, умением принимать решения и нести ответственность за их последствия, которые должны формироваться на протяжении всего периода школьного обучения. Для подлинного развития нужны не только определенный комфорт, но и конструктивные стрессы, в том числе возникающие в результате нравственных коллизий [8; 6,51];
  • комфортные условия образовательной среды не обязательно сочетаются с качественными результатами предметной подготовки, что может стать механизмом страхов перед будущим, привести к снижению возрастной планки репетиторства и запредельной нагрузке школьников, губительных для здоровья [7];
  • в образовательной среде помимо явных осознаваемых угроз существуют такие, которые не проявляются в явном виде, но создают опасные для личностного развития условия. Например, ранняя профилизация школьного обучения, деление детей на математиков и гуманитариев в раннем возрасте могут стать механизмом неполноценного развития ребенка, программирования детского развития и внутриличностных барьеров, как у педагога, так и у школьника, в результате чего педагог теряет мотивацию учить и повышать свою квалификацию, а школьник изучать учебный предмет. Подобное «навешивание ярлыков» можно заметить в процессе проектной деятельности, тестирования школьников [8];
  • решение проблемы личностной безопасности субъектов образовательной среды, благополучия и здоровья связано с уровнем психолого-педагогической подготовки и психологической культуры педагогических кадров [2, 9,21, 10,6]. Однако современные исследования выявляют у педагогов не только низкий уровень психологических знаний, но и отсутствие позитивного опыта их применения и готовности к использованию в практической деятельности [4,50-51].

По этим причинам мы считаем, что решение проблемы личностной безопасности, благополучия и здоровья в современной образовательной среде школьников сопряжено с изучением и оценкой качества ее ресурсов.

Нами предлагается технологический подход к созданию образовательной среды, технологическим результатом которого должна стать здоровая среда развития [8]. Здоровая среда развития это среда обитания детей и взрослых, условия которой формируют и поддерживают стремления к субъектному взаимодействию, благоприятному для самореализации ее обитателей и среды в целом. Одним из технологических условий является оценка психологического влияния организационно-содержательных средовых ресурсов на личностное развитие и здоровье.

Важнейшим компонентом психического здоровья личности является стрессоустойчивость – способность противостоять стрессу, самостоятельно преодолевать проблемы, возникающие на пути ее духовного роста и физического совершенствования [10,4). Нами разработаны методологические и методические основы программы ее формирования [9; 10; 11].

Проблему создания безопасной среды, оптимальной для сохранения и укрепления здоровья, представляется наиболее целесообразным решать во взаимосвязи с проблемой стресса и стрессоустойчивостью личности по следующим причинам:

  • определенность проявлений стресса позволяет с высокой степенью достоверности оценить аффективные состояния субъектов жизнедеятельности и их влияние на ее эффективность и здоровье как в настоящем, так и в будущем;
  • стресс вызывает одинаковые изменения в организме, независимо от пола и возраста, поэтому знание стрессовых проявлений и значения стресса для человека поможет ребенку и взрослому определить способы оптимального взаимодействия, лучше понять друг друга и в нужную минуту прийти на помощь;
  • формирование стрессоустойчивости является личностно значимым процессом, в ходе которого на практике осуществляется осознанный поворот человека к самому себе, собственным ценностям, переживаниям и возможностям с целью достижения благополучия, личного совершенства и самореализации в жизни и деятельности.

Отметим некоторые отличительные особенности нашего подхода. Во-первых, в отличие от сложившихся взглядов на стресс как ответную реакцию на экстремальные события внешней среды [3; 5] в авторской концепции стрессоустойчивости подчеркивается значимость незначительного по силе, но продолжительного по времени стрессового воздействия, которое может оказаться более разрушительным для здоровья и эффективной деятельности, чем сильный, но быстропроходящий стресс. Во-вторых, одним из методологических оснований является убеждение, что стресс может по-разному влиять на эффективность деятельности и здоровье, а положительные и отрицательные события могут вызывать одинаковые организмические изменения и оказаться одинаково разрушительными как для эффективной деятельности, так и для здоровья. В таблице 1, разработанной нами, представлены положительное и отрицательное значения стресса [11,12-13].

Таблица 1. Положительное и отрицательное значение стресса для здоровья, жизнедеятельности и личностного развития человека

Положительное значение Отрицательное значение
1. Защита от вредных воздействий окружающей среды Разрушение организма, если нагрузка превышает возможности человека
2. Увеличение адаптационного потенциала человека за счет приобретения и накопления положительного опыта управления стрессом, успешного решения жизненных задач Формирование опасных условий функционирования организма в случае отсутствия знаний и условий для естественной разрядки возникающего при стрессе напряжения, накопление отрицательного жизненного опыта
3. Автоматическое реагирование при повторении угрожающей ситуации, если накоплен достаточный  положительный опыт преодоления; снижение числа стрессовых факторов Снижение «порога чувствительности» к воздействиям внешней среды в случае длительного стрессового состояния; рост числа факторов, усиливающих  стресс
4. Тренировка защитных сил организма, расширение границ его природных возможностей «Расточительное» расходование имеющихся жизненных ресурсов, «сужение» границ природных возможностей человека
5. Активизация ресурсных возможностей, повышение эффективности деятельности и поведения Снижение качества ресурсного потенциала, дезорганизация деятельности и поведения, дезадаптация
6. Возможность управления качеством своей жизни, взаимодействия с миром и собой за счет осознанного использования «сигналов» стресса Превращение «сигналов стресса» в дополнительный источник стресса при некомпетентном отношении к себе, своему организму и окружающим людям
7. Наблюдаемые стрессовые изменения могут стать индикаторами качества условий образовательного процесса, поводом для их коррекции «Заразительность стрессом», которая проявляется в том, что стрессовые изменения в поведении и деятельности человека сами становятся источником стресса для окружающих
8. Формирование эффективных  стратегий самоорганизации жизни, деятельности и поведения за счет осознанного использования    адаптационного потенциала Формирование разрушительных для  здоровья стратегий поведения и деятельности, создание внутренних  барьеров для самореализации и самосовершенствования
9. Формирование личностных качеств и способностей (механизмов стрессоустойчивости), которые создают внутренние условия для сохранения здоровья, самореализации и постоянного самосовершенствования Формирование дезадаптивной личности

Проблема стрессоустойчивости наиболее разработана в психологии спорта и труда, в том числе педагогического. Однако системный анализ существующих методологических подходов позволяет заметить их некоторую фрагментарность и статичность. В качестве общей тенденции можно отметить понимание стрессоустойчивости как синонима нервно-психической устойчивости, как способности человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным факторам внешней среды, не снижая продуктивности деятельности и не нанося ущерба своему здоровью [3,563]. Однако подобное понимание такого важного для личностного развития свойства, на наш взгляд, превращает образовательную среду в механизм роботизации человека, подавления его индивидуальности [11,30].

Разработанная нами методология привлекает внимание к стрессоустойчивости через категорию деятельности. Знание ее структуры, сформированность и осознание значения компонентов для получения планируемого результата, признается содержательным условием снижения количества разрушительных стрессовых факторов. Деятельность рассматривается как источник стресса и способ развития стрессоустойчивости, а компоненты деятельностной структуры, выраженные конкретными умениями, как субъектно-деятельностные механизмы этого свойства [9,44-46; 11,54-57;]. Нами обоснована необходимость включения в структуру деятельности коммуникативного компонента, что позволяет рассматривать его роль и значение с системных позиций и избежать традиционной недооценки или абсолютизации, наблюдаемой сегодня. Стрессоустойчивость проявляется единством субъектно-деятельностных и личностных характеристик и включает мотивационные, рефлексивные, эмоционально-волевые и коммуникативные компоненты, признаваемые в разработанном нами технологическом подходе инвариантом личностного и средового развития. При формировании стрессоустойчивости внимание концентрируется на факторах, которые позволяют человеку управлять стрессом, использовать его позитивные возможности, вследствие чего сохраняется и укрепляется здоровье.

Вывод

Предложенный технологический подход к созданию образовательной среды позволяет с достаточной степенью точности выявить существующие риски и угрозы для личностной безопасности, благополучия и здоровья субъектов образования за счет использования методологии формирования стрессоустойчивости органичной к требованиям новых образовательных стандартов.

Литература
  1. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: дис.докт.псих.наук. – СПб.,2002.- 386 с.
  2. Баева И.А., Семикин В.В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психологическое здоровье школьников //Вестник практ.психол. образования, №3 (4). -2005.
  3. Большой психологический словарь./ Сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко. – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004 – С.34.
  4. Мошнина Р.Ш., Батырева С.Г. Требования к сформированности rомпетентностей педагога, работающего по новому стандарту // Стандарты и мониторинг в образовании, 2011. — №3. –С.50-51.
  5. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М.Бим–Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Глебова и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С.95.
  6. Тихомирова Т.С. Здоровая среда как механизм снижения рисков профильного обучения // Профильная школа, 2013.- №2. – С.51.
  7. Тихомирова Т.С. Организационные подходы к снижению конфликтогенности учебного процесса /Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.20: Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С.453-463.
  8. Тихомирова Т.С. Технология гуманизации современной образовательной среды // Традиции гуманизации в образовании: Приложение к сборнику материалов II Международной конференции памяти Г.В. Дорофеева, 2012.
  9. Тихомирова Т.С. Формирование стрессоустойчивости подростков. Методическое пособие. М.: СИП РИА, 2003. – 87с.
  10. Тихомирова Т.С. Формирование стрессоустойчивости школьников подросткового возраста в учебной деятельност/ автореферат диссерт.на соискание ученой степени канд.пед.наук – М.: ИПК и ПРНО МО, 2004. – 24 с.
  11. Тихомирова Т.С. Стрессоустойчивость школьника: знания х здоровье = успех.- Ю.: Издательство ЗАО «ПСТМ», 2009.- С.18-39.

Добавить комментарий