Как разработать памятку для родителей

В статье рассматриваются особенности разработки памяток для родителей как одного из способов передачи им информации, важной для взаимодействия со школьником в различных ситуациях семейного общения, в том числе при оказании помощи в решении учебных задач. Определены возникающие при этом проблемы и их источники; разработаны педагогические условия, при которых памятка может стать эффективным способом передачи информации, а также технологические требования, выполнение которых необходимо для того, чтобы она достигла стоящих перед педагогом целей.

Т.С. Тихомирова. Как разработать памятку для родителей / Учитель, №1, 2012
Статья была представлена в редакцию журнала "Педагогическая академия" (ПАПО МО) 12 ноября 2011 года.

Учение без размышления бесполезно,
Но и размышление без учения опасно
Конфуций

Памятки являются одним из способов передачи информации, необходимой для осуществления той или иной деятельности. Посредством памятки коммуникатор (человек, передающий информацию) сообщает другим людям ту информацию, которую он считает важной для решения конкретной задачи. В настоящее время этот способ приобретает все большую популярность в образовательной среде начальной школы в связи с изменением образовательных целей, переходом на компетентностный подход и вовлечением родителей в образовательный процесс детей. Родителям наряду с учителем нередко отводится роль «консультантов» и «помощников» в организации проектной деятельности ребенка как конструктивном созидательном процессе, «в котором учащиеся активно повышают свою компетенцию» [2,41-42]. В свою очередь роль «консультанта» и «помощника» для родителей выполняют памятки, которые широко «разрабатываются, тиражируются и распространяются» в школах [3].

В словаре русского языка Ожегова С.И. термин «памятка» трактуется как «книжка, листок с краткими наставлениями на какой – нибудь случай, с краткими сведениями о ком – чем – нибудь» [4]. Под памяткой для родителей в данном контексте будет пониматься книжка или листок, содержащий систематизированную информацию (ориентиры) о том, как эффективнее организовать взаимодействие со школьником в различных ситуациях семейного общения, в том числе при оказании помощи в решении учебных или других возрастных задач.

Разработка памяток является одним из направлений в деятельности педагога, которое требует специфических знаний и навыков. Чтобы цель, ради которой разрабатывается памятка, была достигнута, необходимо знать правила приема и передачи информации, особенности ее восприятия различными людьми, уметь видеть мир глазами «другого» [1; 5; 6; 9].

Любая памятка для родителей содержит информацию, которая требует осмысления, поэтому должна разрабатываться с опорой на имеющиеся у них знания и опыт. В то же время родители школьников отличаются по уровню образованности и области профессиональной деятельности. Многие из них имеют объективные временные рамки возможного общения с детьми.

По этой причине разработка памятки для родителей сопряжена с решением следующей проблемы: как сконструировать содержание, доступное для такой разной аудитории, чтобы достичь поставленную педагогом цель?

Анализ имеющегося в этом отношении опыта привлечения родителей к проектной деятельности детей подтверждает наличие такой проблемы. Например, содержание памяток, определяющих роль и задачи родителей в проектной деятельности школьников нередко строится на научном психолого – педагогическом языке, начиная с определения метода проектов [3]. Перед родителями ставятся задачи, для решения которых также требуется специальная подготовка, например, «знать суть этой работы, ее этапы, требования к процессу и его результатам, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью». Чтобы оказать помощь учащемуся родители должны владеть такими «источниками информации» как «опрос, наблюдение, эксперимент…», уметь осуществлять «грамматический и стилистический контроль», знать «…основные правила оформления документов», уметь «снять стресс перед выступлением» и т.д.

Следует отметить, что метод проектов – это достаточно сложный метод, для освоения которого в образовательную программу педагогических ВУЗов включены специальные дисциплины, например, курс «Педагогические технологии». Для педагогов с этой целью организуются специальные семинары и лектории, знакомство с соответствующими методическими письмами и методической литературой, публикациями тематических статей в периодической печати и т.п. Действия родителя, не имеющего специальной подготовки в этой области, могут привести к обратному эффекту и оказаться «во вред» школьнику и отношениям с ним.

Среди отрицательных эффектов могут быть:

снижение познавательной мотивации и формирование у детей негативного отношения к учебе и школе;

возникновение конфликтов в семье и снижение авторитета тех родителей, которые не обладают компетентностью и способностями, необходимыми для выполнения действий, перечисленных в памятке.

Таким образом, содержание памятки может стать источником нежелательных стрессов для ребенка и его семьи [7; 8].

В то же время ознакомление родителей с ожидаемыми образовательными результатами детей и методами или технологиями, посредством которых они достигаются, является необходимым в условиях современной школы. Важно чтобы родители не сомневались в высоком качестве получаемого их детьми образования и поддерживали в границах своей компетентности деятельность школы и своего ребенка.

По этой причине можно выделить вторую проблему: при каких условиях памятка является действенным средством повышения эффективности взаимодействия родителей и детей при решении семейных проблем или оказании помощи в решении учебных или возрастных задач?

На основании анализа исследований в области педагогической и социальной психологии можно определить условия, при которых памятка может стать эффективным способом передачи информации родителям, а также технологические требования, выполнение которых необходимо для того, чтобы она достигла стоящих перед педагогом целей [10].

Педагог может приступать к разработке памятки при соблюдении следующих условий:

  1. Педагог хорошо ориентируется в проблеме, по поводу которой составляется памятка.
  2. Педагог четко сформулировал цель разработки памятки и результат, который будет получен родителями, если они будут следовать изложенным в ней рекомендациям или придерживаться указанных ориентиров.
  3. Педагог уверен, что участие в решении проблемы доступно родителям по времени и необходимым знаниям.

Для того чтобы памятка достигла цели она должна удовлетворять следующим требованиям (критериям):

  1. Памятка должна быть четкой, однозначно понимаемой, без лишних рассуждений и объяснений.
  2. Памятка должна содержать алгоритм действия, либо его ориентиры (например, как помочь школьнику лучше подготовиться к контрольной работе по математике или русскому языку или по каким признакам можно определить стрессовые ситуации, опасные для здоровья ребенка и др.).
  3. Содержание памятки должно быть доступно для понимания родителям, имеющим различный уровень образования и психолого-педагогической компетентности, т.е. памятка должна быть написана на том же языке, которым пользуются они. Недопустимо использование научных терминов, для понимания которых требуется психолого-педагогическое образование!
  4. Цель составления памятки (например, оказание помощи в проектной деятельности, преодолении учебного стресса и т.п.), должна быть принята родителями, вызывать у них заинтересованность и уверенность в наличии необходимой для ее достижения компетентности. Недопустимо ожидать от родителей действий, требующих профессиональных знаний и опыта!
  5. Памятка должна быть конструктивной. Чтобы убедиться в этом, педагогу необходимо сначала представить («увидеть», «услышать», «прочувствовать») реакцию каждого родителя на информацию, изложенную в ней, а затем представить эффекты от его взаимодействия с ребенком при следовании имеющимся рекомендациям.
  6. Вручать памятку родителям можно только убедившись, в том, что все изложенное в ней понято ими в том смысле, который вкладывал сам автор памятки. Учитывая особенности родительской аудитории, наиболее эффективной будет специально организованная для этой цели обратная связь.

Адекватность содержания памяток, разрабатываемых в помощь родителям с целью привлечения их к участию в школьной жизни или образовательной деятельности детей, может стать важным показателем качества профессиональной деятельности педагога, педагогического коллектива, управленческой команды школы.

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
  2. Баранников А.В. Профильное обучение и качество образования в процессе модернизации. /Профильное обучение: Вопросы теории и практики. /Отв. за выпуск. Семенина С.К. — М.: Педагогическая академия. – 2005. – С.41-42.
  3. Землянская Е., Чугреева М. Родители лишь консультанты и помощники. / «Учитель», №5, 2005. – С.5-8.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Под ред. Н.Ю.Шведовой. – 23-е изд., испр. – М. : Рус. яз., 1991. – С.488.
  5. Современная психология: справочное руководство. М.: ИНФРА-М., 1999.
  6. Тихомирова Т.С. Cлагаемые коммуникабельности. /Конфликтология в школе. Часть II. Учебно – методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений. Под ред. С.В.Баныкиной. — М., 2002. — С.56-73.
  7. Тихомирова Т.С. Организационные подходы к снижению конфликтогенности учебного процесса /Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.20: Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – С.453-463.
  8. Тихомирова Т.С. Как помочь школьнику преодолеть стресс. Пособие для родителей, учителей, воспитателей и всех, кто хочет сохранить здоровье школьников. М.:СИП РИА, 2003.- 40 с.
  9. Тихомирова Т.С. Стрессоустойчивость школьника: знания х здоровье = успех (технологии формирования в образовательном процессе)- Ю.:Издательство ЗАО «ПСТМ», 2009.- 124 с.
  10. Тихомирова Т.С. Технология как способ развития качества образования. /Стандарты и мониторинг в образовании.- М.: Русский журнал, 2006. № 3.– С.3-8.

Добавить комментарий