Программа формирования стрессоустойчивости школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности

Тихомирова Т.С. Программа формирования стрессоустойчивости школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности. Электронная публикация: Педсовет. орг. - 2010.

В Президентской инициативе «Наша новая школа» определены направления развития общего образования, среди которых создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, подготовка к жизни. В образовательном процессе приоритет должен быть отдан индивидуальному подходу, минимизирующему риски для здоровья школьников.

В статье предложен один из вариантов решения поставленной задачи.

В авторской концепции понятие «риск» трактуется в русле системной методологии, где оно связывается с процессом принятия решений. В теории принятия решений рассматриваются следующие основные ситуации: определенность, риск, неопределенность и неточность. В статье раскрыто их содержание и обосновано, что источником рисков нередко является неточная (некорректная) информация, на основе которой принимаются решения и строится образовательный процесс.

Проблема личностного развития и здоровья рассматривается во взаимосвязи с проблемой стресса и стрессоустойчивостью личности.

Термин «стресс» достаточно популярен в современном образовании и связывается со здоровьесберегающей деятельностью. Однако его значение при этом, как правило, сужено только отрицательным значением, что нередко становится источником рисков при выборе управленческих решений. Предлагаемая программа строится на авторской методологии формирования стрессоустойчивости, где стресс рассматривается как комплексный процесс, по-разному влияющий на личностное развитие, эффективность жизнедеятельности и здоровье человека.

Программа направлена на формирование механизмов стрессоустойчивости — компетентностей и способностей, необходимых для эффективного решения жизненных задач, выбора индивидуальных способов управления стрессом. Предложенная программа включает описание технологических этапов формирования стрессоустойчивости и фрагмент тренинга (сценарии трех уроков). На ее основе педагог может разработать технологию образовательного процесса, направленного на освоение предметных компетенций.

Доступность изложенного материала позволяет использовать его для самообразования, организации и проведения классных часов. Процедуры занятий и технологические элементы могут быть встроены учителями-предметниками в структуру своих уроков.

Данная статья была размещена в мае 2010 года на сайте Педсовет.орг и имеет сертификат электронной публикации.

Авторская технология создания программ, минимизирующих риски для здоровья школьников в образовательном процессе и полное описание тренинга стрессоустойчивости, содержится в книге «Стрессоустойчивость школьника: знания Х здоровье = успех» (есть на сайте Tistress).

 

 

 

Добавить комментарий